Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
     Возможность предупреждения дисграфии вполне реальна, потому что все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. Ведь если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с трехлетнего возраста), если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в шесть лет он не владеет простейшими видами фонематического анализа слов или обнаруживает несформированность зрительно-пространственных представлений, то каким же образом он сможет овладеть полноценным письмом?
    Все перечисленные слабые звенья и представляют собой совершенно явные предпосылки вполне определенных видов будущей дисграфии, которая, по сути, уже реально существует, но только пока еще в скрытом для неспециалистов виде. И было бы слишком безответственно (если не сказать преступно) по отношению к ребенку не предпринять необходимых коррекционно-профилактических мер по ликвидации этих слабых мест до его прихода в школу.
Ввиду этого профилактика дисграфии должна проводиться по таким вполне определенным направлениям:
      1. Развитие тонкости и дифференцированности слухового восприятия, начиная с раннего возраста, с целью приучения ребенка различать неречевые звуки по высоте, силе (громкости) и длительности звучания, поскольку именно по таким параметрам ему придется в дальнейшем различать звуки речи. Для этого можно использовать звучащие игрушки, музыкальные инструменты (можно игрушечные) и просто человеческий голос разной высоты и громкости. Ребенок должен научиться узнавать близких людей по голосу, определять направление источника звука, а также подражать различным звукам. Если слух ребенка уже с раннего возраста будет настроен на «дифференцировочный лад», то можно не сомневаться, что к двум годам даже ребенок «группы риска» сможет различить на слух все речевые звуки. Этим будут устранены предпосылки акустической дисграфии.
    2. Забота о своевременном исчезновении возрастных своеобразий в произношении звуков, то есть звуковых замен. Прежде всего этому будет способствовать достаточно развитая слуховая диффренциация звуков, о которой мы только что говорили. Благодаря ей ребенок уловит различие в произношении звуков взрослыми и им самим и постарается подтянуть свое звукопроизношение к имеющемуся в речи взрослых образцу. Далее останется только обеспечить ему этот правильный образец для подражания – взрослым нужно отчетливо и небыстро произносить заменяемые ребенком звуки и слова с этими звуками при условии не только слухового, но и зрительного восприятия их ребенком. Так должны будут исчезнуть предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии.
       3. Развитие простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста, что не составит труда для ребенка, уже хорошо овладевшего слуховой дифференциацией звуков и правильным их произношением. Это явится профилактикой дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
     4. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, которое должно начинаться с подвешивания в кроватке ребенка игрушек, чтобы он мог фиксировать на них свой взор. Уделяется внимание и прослеживанию взором движущегося предмета. Развитию представлений о форме и величине предметов способствует собирание пирамидок, строительство из кубиков, разного рода конструирование и пр. Для развития зрительного анализа и синтеза широко используются «веселые картинки», ориентированные на нахождение ребенком мелких различий в очень сходных внешне предметах. Исключительно важно также не ограничивать возможность передвижения ребенка в окружающем пространстве и развивать его ориентировку в собственном теле и пространстве. В итоге всех этих занятий и упражнений исчезнет всякая почва для появления оптической дисграфии.
    5. Обогащение словарного запаса и забота о своевременном исчезновении детских возрастных аграмматизмов – основное средство профилактики аграмматической дисграфии.

Таким образом, родителям и педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку-дошкольнику с учетом перечисленных выше факторов и в случае выявления хотя бы одного слабого звена сделать все возможное для своевременного его удаления, а значит, и для предупреждения дисграфии.

Источник: Л.Парамонова , Лгопедия для всех; https://iknigi.net/avtor-lyudmila-paramonova/62955-logopediya-dlya-vseh-lyudmila-paramonova/read/page-13.html

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Спасибо за подборку, очень полезная статья! Очень хорошо приведены примеры, понятно, что и зачем делать. Будем использовать эти рекомендации при подготовке к школе.

Unknown комментирует...

Спасибо за статью. Она как памятка для родителей о том, на какие этапы развития ребенка следует обратить внимания для профилактики речевых нарушений в школе.