ВЫСТУПЛЕНИЯ



Материалы районного семинара для учителей-логопедов, педагогов-психологов дошкольных учреждений, г. Кингисепп
 Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Цель:
- повышение мотивации обучающихся с речевой патологией
- идентефикация работы учителя-логопеда
Для повышения эффективности логопедических занятий используется сочетание  словесного и зрительного методов
 В работе логопеда можно использовать такие основные ИКТ:
- возможности программы Microsoft  Power Point
- интерактивная доска
- готовые компьютерные программы, игры и разработки
Интерактивная доска – одна  из наиболее многофункциональных технологий. Ребенок принимает активное  участие в ходе занятия. Учащийся может непосредственно на доске обводить наложенные изображения разными цветами (возможно выполнение задания несколькими учениками одновременно); проходить лабиринты различной целевой направленности (Например, по инструкции логопеда двигаться по лабиринту при закреплении пространственного восприятия); выделять искомые объекты (буквы, изображения) закрытые штриховкой, вставлять пропущенные  буквы, слова в тексте и т.п.  Использование в процессе коррекции  интерактивной доски значительно увеличивает интерес детей, повышает концентрацию внимания и позволяет закрепить полученные навыки  на визуальном и кинетическом  уровне
Логопедическая работа немыслима без тесного взаимодействия между логопедом и родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи. Дистанционное  обучение позволяет сделать эту связь  более тесной и доступной в современных условиях жизни, когда родители желая принимать участие в коррекционном процессе, не имеют возможности присутствовать лично.  Дистанционное обучение позволяет закрепить полученные умения  и навыки в домашних условиях, что значительно улучшает качество коррекционного процесса, сокращает время закрепления изученного материала, позволяет родителям не только отслеживать успехи и неудачи своего ребенка, но и принимать активное участие в коррекционном процессе.
Презентационные материалы представляются в виде отдельных иллюстраций, текста, алгоритмов или письменных заданий
Презентации могут применяться для :

  • развития речевого дыхания;
  • для проведения артикуляционной гимнастики;
  • для автоматизации поставленных звуков в картинном и речевом материале;
  • для дифференциации акустически или графически близких звуков
  • развития элементарных и сложных форм анализа и синтеза
  • развития навыков словообразования и словоизменения, согласования слов;
  • развития связной речи
Специализированные компьютерные программы позволяют работать над системной коррекцией и развитием определенных сторон речи.


Можно использовать различные готовые разработки:см. слайды.
В связи с тем, что не все логопедические кабинеты оснащены мультимедийным проектором, для данных целей можно использовать и большой монитор ПК, что позволяет работать с малыми группами.

Материалы районной секции работников дошкольных учреждений, 2018 г.

 Практические рекомендации воспитателям  по развитию речи детей общеразвивающей группы


Потребность детей в своевременной помощи по развитию и формированию грамматически правильной, чистой речи возрастает с каждым днем. Количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается ежегодно.

Может так:

Ежегодно увеличивается количество детей, нуждающихся в своевременной помощи в развитии и формировании грамматически, фонетически и синтаксически правильной речи.

В настоящее время в общеразвивающих группах дошкольных образовательных учреждений выявляется все больше и больше воспитанников, требующих логопедической помощи, имеющие различные речевые патологии: от нарушения произношения отдельных звуков до полного отсутствия речи.  
Но не всегда есть возможность у семьи обеспечить специализированную помощь ребенку  или перевести его  в группу компенсирующей направленности. Можно ли помочь таким детям? Конечно же, в рамках  образовательной деятельности, воспитатель в силах организовать поддержку и помощь таким детям. Так же не следует забывать о ребятах, у которых не нарушен физиологический процесс становления речи, но которым необходима поддержка и толчок в развитии и становлении правильной речи и звукопроизношения.
Развитию правильного звукопроизношения и фонематического слуха хочу уделить более пристальное внимание.
Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослых: зачастую искажая, пропуская и заменяя ряд звуков. Это и есть так называемый физиологический период возрастного становления речи. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере взросления  у всех детей, так как они (дети) могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.
    Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи  детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи,  то задачей воспитателя является
развитие  речи детей. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, фонематического слуха,  а так же и звукопроизношения.  
      Задачи воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).  
2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
3.Формирование произносительной стороны речи: закрепление правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются.
  В процессе работы по закреплению правильного звукопроизношения, необходимо учитывать общие правила русского языка
-общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*
-общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;
-общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка
- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.
Ежегодный мониторинг  общеобразовательных групп, проводимый в начале учебного года, позволяет выявить не только детей с патологией речи, но и определить детей правильным произношением изолированных звуков, что далее отражается в сводной таблице по состоянию речи детей. Данная информация доводится до(сведения) воспитателей. И, учитывая рекомендации и данные таблицы, воспитатели могут значительно улучшить качество звукопроизношения  детей, не имеющих патологии речевого развития.
Что входит в компетенцию воспитателя:
- упражнять детей в закреплении отчётливого произношения звуков, в соответствии с возрастной нормой;
- развивать артикуляционный и голосовой аппарат;
- развивать речевое дыхание, слуховое внимание;
- развивать фонематический слух.
   Для решения данных задач хочу предложить материал, которым пользуются воспитатели нашего детского сада.
1.    Картотека правильной артикуляции звуков
Данный материал поможет воспитателям самим разобраться в правилах и нормах звукопроизношения русского языка и правильно донести информацию до детей, подсказав, куда поставить язычок и в каком положении зафиксировать губы.
2.    Картотека артикуляционной гимнастики
Проведение ежедневной артикуляционной гимнастики укрепляет мышечную систему артикуляционных органов, уменьшает спастичность, вырабатывает  правильные полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для чистого произношения звуков
Картотека дыхательных упражнений
Развитие физиологического и речевого дыхания позволяет  выработать длительный плавный  выдох,  направленную ротовую воздушную струю, развивает речевое дыхание.
Картотеки речевого материала по автоматизации и дифференциации основных групп звуков
Данный материал облегчает работу воспитателя по ежедневной подборке звукового и картинного материла. Используется в соответствии с возможностями звукопроизношения детей.



Мастер-класс "Развиваем речь, играя!" для студентов ГАОУ ВО Ленинградской области "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина"
Описание мастер-класса


Комментариев нет: