Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
Возможность предупреждения дисграфии вполне реальна, потому что все
будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать уже в
дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. Ведь
если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять
это можно начиная с трехлетнего возраста), если после пяти лет в его
устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются
аграмматизмы, если в шесть лет он не владеет простейшими видами
фонематического анализа слов или обнаруживает несформированность
зрительно-пространственных представлений, то каким же образом он сможет
овладеть полноценным письмом?
Все
перечисленные слабые звенья и представляют собой совершенно явные
предпосылки вполне определенных видов будущей дисграфии, которая, по
сути, уже реально существует, но только пока еще в скрытом для
неспециалистов виде. И было бы слишком безответственно (если не сказать
преступно) по отношению к ребенку не предпринять необходимых
коррекционно-профилактических мер по ликвидации этих слабых мест до его
прихода в школу.
1. Развитие тонкости и дифференцированности слухового восприятия, начиная
с раннего возраста, с целью приучения ребенка различать неречевые звуки
по высоте, силе (громкости) и длительности звучания, поскольку именно
по таким параметрам ему придется в дальнейшем различать звуки речи. Для
этого можно использовать звучащие игрушки, музыкальные инструменты
(можно игрушечные) и просто человеческий голос разной высоты и
громкости. Ребенок должен научиться узнавать близких людей по голосу,
определять направление источника звука, а также подражать различным
звукам. Если слух ребенка уже с раннего возраста будет настроен на
«дифференцировочный лад», то можно не сомневаться, что к двум годам даже
ребенок «группы риска» сможет различить на слух все речевые звуки. Этим
будут устранены предпосылки акустической дисграфии.
2. Забота о своевременном исчезновении возрастных своеобразий в произношении звуков, то
есть звуковых замен. Прежде всего этому будет способствовать достаточно
развитая слуховая диффренциация звуков, о которой мы только что
говорили. Благодаря ей ребенок уловит различие в произношении звуков
взрослыми и им самим и постарается подтянуть свое звукопроизношение к
имеющемуся в речи взрослых образцу. Далее останется только обеспечить
ему этот правильный образец для подражания – взрослым нужно отчетливо и
небыстро произносить заменяемые ребенком звуки и слова с этими звуками
при условии не только слухового, но и зрительного восприятия их
ребенком. Так должны будут исчезнуть предпосылки
артикуляторно-акустической дисграфии.
3. Развитие простейших видов фонематического анализа слов, доступных
детям дошкольного возраста, что не составит труда для ребенка, уже
хорошо овладевшего слуховой дифференциацией звуков и правильным их
произношением. Это явится профилактикой дисграфии на почве
несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
4. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, которое
должно начинаться с подвешивания в кроватке ребенка игрушек, чтобы он
мог фиксировать на них свой взор. Уделяется внимание и прослеживанию
взором движущегося предмета. Развитию представлений о форме и величине
предметов способствует собирание пирамидок, строительство из кубиков,
разного рода конструирование и пр. Для развития зрительного анализа и
синтеза широко используются «веселые картинки», ориентированные на
нахождение ребенком мелких различий в очень сходных внешне предметах.
Исключительно важно также не ограничивать возможность передвижения
ребенка в окружающем пространстве и развивать его ориентировку в
собственном теле и пространстве. В итоге всех этих занятий и упражнений
исчезнет всякая почва для появления оптической дисграфии.
5. Обогащение словарного запаса и забота о своевременном исчезновении детских возрастных аграмматизмов – основное средство профилактики аграмматической дисграфии.
Таким
образом, родителям и педагогам дошкольных учреждений очень важно
внимательно присмотреться к ребенку-дошкольнику с учетом перечисленных
выше факторов и в случае выявления хотя бы одного слабого звена сделать
все возможное для своевременного его удаления, а значит, и для
предупреждения дисграфии.
Источник: Л.Парамонова , Лгопедия для всех; https://iknigi.net/avtor-lyudmila-paramonova/62955-logopediya-dlya-vseh-lyudmila-paramonova/read/page-13.html
2 комментария:
Спасибо за подборку, очень полезная статья! Очень хорошо приведены примеры, понятно, что и зачем делать. Будем использовать эти рекомендации при подготовке к школе.
Спасибо за статью. Она как памятка для родителей о том, на какие этапы развития ребенка следует обратить внимания для профилактики речевых нарушений в школе.
Отправить комментарий