Последовательность усвоения звуков речи

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. В силу этого ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.
По этой причине в возрасте от 1 года до 2 лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков — гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые произносимые ребёнком слова.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение
и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, X и среднеязычный звук Й. Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, как только ребёнку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука — Т, Д, Н. То же самое относится и ко всем другим группам звуков.
Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет.
По мнению автора А.Н. Гвоздева в среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства детей уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
Позднее всего, в возрасте 5—5,5 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — Р, Рь, Л, Ль. По мнению автора Парамоновой Л.Г. возрасте 5—6 лет, ребёнок овладевает произношением самых звуков — Р, Рь, Л, Ль. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произносимые ребёнком слова, состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении его речь не отличается от речи взрослого. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Следить, чтобы упражнения выполнялись правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.
Источник: 
https://infourok.ru/user/562905/blog/posledovatelnost-usvoeniya-zvukov-rechi-36354.html

Комментариев нет: